Европа списывает бездарных «героев» России

«Мнимые герои» из Восточной Европы, которых СМИ преподносят как бесстрашных борцов против «диктатуры», после переезда на Запад начинают восприниматься уже по-другому, пишет Cicero. Акции и заявления Pussy Riot или Петра Павленского, с которыми они выступили после отъезда из России, уже не вызывают былого ажиотажа.

По словам журналиста Моритца Гатманна, за годы работы в России в качестве корреспондента ему уже не раз приходилось наблюдать, как немецкие СМИ раздувают истории различных активистов и организаторов скандальных «перформансов» из Восточной Европы, преподнося их как «героев». Так было и с участницами группы Pussy Riot, «самой хорошенькой из которых всё же удалось попасть на обложку Spiegel», и с украинскими активистками из движения FEMEN, которые со своими протестами с голой грудью «против всего и всех» попадали на первые страницы немецких газет, и с петербуржцем Петром Павленским, напоминает он в статье для Cicero. Немецкие журналисты посвящали Павленскому «многостраничные хвалебные гимны», когда против него в России завели дело за поджог входной двери ФСБ.

 

При этом схема, по которой немецкие СМИ создают этих «героев», обычно одна и та же, отмечается в статье: с одной стороны — «смелые художники», которые вступают в неравный бой с системой, как «Давид против Голиафа», и своими скандальными протестами выражают «волю к свободе», а с другой — «репрессивное государство», которое «сажает их за это в тюрьму». По мнению журналистов, своими хвалебными гимнами на страницах западных изданий они тоже вносят свой вклад в «героическую борьбу». С одной стороны, следует признать, что в таких «авторитарных государствах, таких как Россия или Китай», некоторые «свободные художники» действительно подвергаются «значительным и несправедливым репрессиям», уверен автор. Но с другой стороны — необходимо осознавать, что подобная «героизация» на самом деле зачастую не имеет никакого отношения к личности и действиям данных персонажей, подчёркивает Cicero.

 

«Нам бы стоило задуматься о том, почему FEMEN, Pussy Riot, а теперь и Павленский выглядят совсем иначе, когда они действуют не в далёкой Москве, Санкт-Петербурге или Киеве, а у нас перед глазами», — призывает автор. Он отмечает, что нечто похожее происходит и с другими «героями» и «любимцами Запада» из других культурных кругов: например, заявления китайца Ай Вейвея «вызывают гораздо больше недоумения» с тех пор, как он живёт в Германии. Такое превращение можно сравнить с камешком, который вызывает искреннее восхищение, когда его случайно находят во время отпуска где-нибудь в горном ручье или в море, однако при смене обстановки весь блеск исчезает, говорится в статье: «Он так загадочно переливается, его цвета кажутся нереальными. Вы его достаёте из воды, берете с собой домой. А там, на подоконнике, в Берлине или в Штутгарте он вдруг выглядит совсем иначе: он больше не блестит, он серый. Он — совершенно нормальный, скучный камень».

 

Точно так же происходит и с организаторами скандальных «перформансов», констатирует автор: «Много ажиотажа, но мало содержания». В качестве примера он вспоминает про первую акцию активисток FEMEN в Германии, когда на открытии магазина игрушек Barbie они «окрестили» одну куклу Барби, а затем демонстративно её сожгли. Это была «типичная примитивная акция FEMEN», отмечается в статье. Однако если подобные действия «на варварском Востоке» вызывали множество разговоров — то теперь на Западе их «в лучшем случае игнорируют», или характеризуют даже «с некоторым отчуждением», которое можно было заметить в соответствующей статье Spiegel.

 

Нечто похожее случилось и с участницами группы Pussy Riot, напоминает автор: «Как чествовали у нас этих женщин, которые, якобы, проучили и напугали Путина! Им хотели присудить премию Сахарова, премию Лютера и бог знает что ещё. А затем Надежда Толоконникова приезжает в Берлин, и все в недоумении. Я хорошо помню один репортаж по RadioEins с выступления активистки на Берлинале. Тогда журналисты и деятели искусства совершали паломничества к своей героине, чтобы наконец получить просветление. И что же они услышали? Банальности о свободе и феминизме».

 

Петербуржец Павленский тоже стал знаменитостью «по следам Pussy Riot», прославившись тем, что «в знак протеста против репрессий Кремля» прибивал гвоздями себе мошонку на Красной площади, а также зашивал себе рот и заворачивался голым в колючую проволоку, провозглашая при этом «мысли свободы», говорится в статье. За это Павленского осыпали похвалами на Западе, превознося его «мужество» и «разрушительную силу». Наконец, в Москве он поджёг входные двери ФСБ, за что был арестован, но отделался в итоге денежным штрафом. Это вызвало очередную шумиху на Западе — в то время как соотечественники искренне не понимали Павленского, констатирует автор: «Я хорошо помню растерянного российского сотрудника одного немецкого журнала, который целые дни переводил для редактора стенограммы процесса. Он не мог понять, для чего это надо. Мне пришлось ему объяснить: свобода искусства против авторитарного государства. Эта разрушительна сила! Это мужество! Мы любим это! А Вы когда-нибудь пробовали поджечь входную дверь в БНД или в ЦРУ? Лучше не пытайтесь».

 

Однако карьера Павленского в России закончилась довольно бесславно, когда актриса одного независимого театра обвинила его в попытке изнасилования. И хотя Павленский всё отрицал и называл «уловкой властей, чтобы заткнуть ему рот», всё же из соображений осторожности он бежал со своей женой во Францию, напоминает Cicero: «Что же скажут на это наши журналисты? Пожалуй, ничего. Важнее его самого — тот идол, который сражается против авторитарного государства». Блеск Павленского на Западе быстро пропал: в сентябре он уже рассказывал в интервью Deutsche Welle, как ездит без билета на метро, живёт в незаконно занятом доме и ворует еду в супермаркетах.

 

По словам самого активиста, он начал жить, «как и большинство парижан». А затем устроил новую скандальную акцию, решив на этот раз поджечь фасад Банка Франции. Но вряд ли история Павленского наконец раскроет глаза западной публике, отмечается в статье: «В конце концов, его, пожалуй, за это осудят, потому что это и в правовом государстве Франции является в первую очередь преступлением. Возможно, художника потом отошлют назад в Россию и там, возможно, осудят за попытку изнасилования. Блеск пропал. Но ничего, я уверен, что скоро мы найдём новых героев», — заключает автор.

admin

man